Прием ведут
Психиатр-нарколог
Проблемы зависимости от наркотиков, психические осложнения от их приема, общая стратегия лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий, вопросы экспертизы наркотического опьянения
Юрист
Правовые коллизии, связанные с наркотиками
Невролог
Осложнения от приема наркотиков со стороны внутренних органов, общая стратегия их лечения и реабилитации
Специалист по социальной работе
Реабилитация и социальная адаптация больных наркоманией

Вопрос 13616

18 мая 2010, 15:43

Уважаемые врачи-консультанты сайта!
Я не употребляю нелегальные психоактивы и не имею родственников, "балующихся" ими или злоупотребляющих легальными. Мой интерес к "теме" таков: мой ребенок достиг возраста, в котором практикуется рискованное поведение в познании мира и приобретении личного жизненного опыта. Понятно, что необходимая разъяснительная и воспитательная работа мною проведена, но это возраст, в котором под сомнение ставится авторитет родителей. Да и не все советы реально выполнить. Всегда ли ребенок имеет возможность диктовать состав молодежной компании и добиваться изгнания из нее употребляющего? А как быть с местами для отдыха, знакомств и общения? А что делать с употребляющим соучеником? Как отгородиться?

Можете ли Вы на основе своего профессионального опыта дать такую справку: как люди начинают употреблять, с чего это начинается, что их заставляет сделать такой выбор, что приводит их к нелегальным психоактивам? Какие факторы риска развития наркомании Вы могли бы назвать? Чего избегать и опасаться? Возникновение каких ситуаций в жизни должно заставить насторожиться? (Понятно, что в моем случае наследственной предрасположенности не просматривается). Мною изучено содержание нескольких сайтов по данной проблеме, в т.ч. тех, ссылки на которые размещены у вас, но там говорится только о последствиях и лечении, а под "профилактикой" подразумевается анализ мочи и пристальное разглядывание размера зрачков ребенка. Я как-то считаю, что в семье должна быть иная атмосфера!

Я вижу, что профилактика не относится к целям вашего сайта (несмотря на его название), хотя, публикуемые у вас истории сами по себе производят сильное вразумляющее и останавливающее впечатление. Но может, подскажите интернет-адреса сайтов, посвященных именно профилактике?

Проблема с методами профилактики есть. Например, недавно в школе детям поручили сделать "презентации" (это теперь модно) на тему "Скажи наркотикам НЕТ!" Но ведь это не только подогревает интерес, но и отправляет детей в Интернет, где они привыкли искать материалы для школьных сочинений. А там на один сайт, рассказывающий о вреде, приходится десяток откровенно пронаркоманских сайтов, информирующих о способах употребления и рекламирующих достигаемые эффекты.
А иной раз пропаганда наркотиков умело запрятана манипуляторами в красивые термины: "легкие наркотики", "заместительная терапия", "новая наркополитика". Те, кто отрабатывает тридцать серебряников заокеанских грантов, свое дело знают!
А еще есть способ начать с очевидных и неоспоримых утверждений, а потом подсунуть требуемое, ну как у пропагандистов "снижения вреда". Сначала призыв: "если не употребляете - то и не употребляйте" (да я обеими руками за!!!, вот только профилактикой они вовсе не занимаются), потом совет: "если употребляете - то прекратите" (ну, тут одной рукой за, вот только лечением они то же не занимаются), а потом предлагаются советы и инструкции по "правильному" в/в введению наркотиков.
Взрослый и опытный человек не сразу распознает такие ловушки, зачем же детей туда отправлять!
А тут надвигается и новая профанация борьбы с наркотиками: тестирование школьников. Начата "разъяснительная работа", вот только любые вопросы, ставящие под сомнение эту затею и неудобные для ее организаторов, воспринимаются в штыки и вместо внятных ответов получаешь обвинения и подозрения.

Озабоченный


Здравствуйте. Я попытаюсь ответить на Ваши вопросы, хотя это обширная тема. Приведу сведения, собранные мной лично при обследовании и лечении 113 подростков (14-18 лет) в 2001-2002 годах. Хотя в настоящее время "ассортимент" психоактивных веществ изменился, но общие тенденции в преобладании и структуре предикторов заболевания, я считаю, остались прежними.

Мы тщательно собирали анамнез, разумеется, не только со слов подростка, нами также активно опрашивались близкие родственники больного. Учитывая, что средние сроки лечения в то время были 45 суток и более, времени для этого было предостаточно.
При этом выяснялось состояние индивида в целом до начала заболевания, т.е. сочетание доступных клиническому изучению параметров, имеющих отношение к проблеме исследования и способных отразить современные представления о природе формирования наркологических заболеваний.
Учитывались особенности личности, наследственность, возраст и пол больного, предшествующие и сопутствующие соматические заболевания, социально-психологические и средовые факторы, совокупность которых оказывала влияние на особенности проявления и течения болезни
Как уже говорилось выше, в группу исследуемых больных вошло 113 подростков (мужского пола), средний возраст, которых составил 17,2 (плюс-минус) 0,19 года. До знакомства с психоактивными веществами практически все они учились в средней школе, типичной была удовлетворительная и средняя успеваемость до 5-7 классов, посещение спортивных секций, кружков. На момент обследования более половины (67,6%) подростков были не заняты, не учились и не работали, имели неполное среднее образование 7,9%, т.е. прервали образование в 6-7 классе. Учащиеся составляли 27,4%, из них многие находились на так называемом "домашнем обучении" ("домашнее обучение" – распространенная в форма обучения, выражающаяся в необязательности посещения школьных занятий по медицинским и социальным причинам. Оно в то время являлось распространенной практикой в образовательных учреждениях, хотя зачастую без должных на то оснований и приводило к снижению, а порой и к утрате контроля со строны администрации учебного заведения за поведением несовершеннолетнего) или учились в вечерней школе и 5% были временно трудоустроены.
Родительская семья является важным звеном в социализации подростка, именно в ней он видит образцы паттернов социальной активности: способов достижения целей, реализации своих потенциальных возможностей, характера интерперсональных отношений. Дисфункция родительской семьи является одним из важнейших факторов в этиологии и патогенезе состояний химической зависимости.
Социально-профессиональный статус родителей больных характеризовался тем, что большинство из них были заняты в сфере обслуживания (43,25%), на рабочих специальностях трудились (25,28%), безработные и потерявшие работу в результате сокращения штатов составили 16,29%, служащие – 8,98%, предприниматели и бизнесмены – 6,17%.
Вы правильно заметили, что в семье должна быть нормальная атмосфера.
Среди наших пациентов наблюдался большой процент семей с нарушенной структурой (70,47%), которые распределились следующим образом: 42,47% подростков воспитывались одним родителем, как правило, матерью, в 28,31% семей один из родителей был неродным (чаще всего отчим). Представляет интерес небольшая разница в численности подростков из полных (57,53%) и неполных (42,47%) семей, которая указывает на то, что наличие формально сохраненной структуры семьи, по нашему мнению, в современных условиях не является протектирующим фактором по отношению к развитию наркологической патологии у несовершеннолетних.

Негармоничные условия воспитания выявлены в семьях 84,96% больных; при этом наиболее часто встречались скрытая гипопротекция и гипоопека, противоречивое воспитание, потворствующая гипопротекция, потворствующая гиперпротекция.
В нашем клиническом материале в группе подростков преобладало воспитание по типу гипоопеки и скрытой гипопротекции (30,09%), т.е. вседозволенность и бесконтрольное поведение детей становится непредсказуемым и зависимым от внешних социальных влияний.

Достаточно часто (21,24%) встречалось противоречивое воспитание, преимущественно наблюдавшееся в семьях с повторными браками, где отчим и мать использовали разные стили воспитания или в распадающихся семьях, когда в результате конфликтной ситуации отношения между родителями становятся формальными, но супруги вынуждены проживать вместе.

Воспитание по типу потворствующей гипопротекции встречалось в 15,93% случаев, где вседозволенность и бесконтрольность сочетается со стремлением родителей, чаще всего матери, нерационально оправдать и защитить ребенка от наказания, что приводит к формированию слабых волевых качеств, неумению сдерживать аффективные проявления, сиюминутные гедонистические желания.

В 14,16% случаев, обычно в семьях с единственным ребенком или при значительной возрастной разнице детей, наблюдалось "инфантилизирующее" (оранжерейное) воспитание, с элементами потворствующей гиперпротекции, когда удовлетворялись любые желания ребенка, родители преувеличивали способности и успехи ребенка, он находился в обстановке общего обожания и избалованности, "кумира семьи", все его поступки родители объясняли с оправдательных позиций.

При изучении наследственного фона в группе больных обращает на себя внимание наибольший процент наследственной отягощенности наркологическими и психическими заболеваниями по сравнению с больными героиновой наркоманией, с началом заболевания после 18 лет.
Отягощенность алкоголизмом по линии отца отмечена у 63,7% подростков, у взрослых в 39,5 % случаях. Алкоголизм по линии матери, сформировавшийся до рождения ребенка, в группе встречался в 8,8% случаях. Число диагностированных психических расстройств (шизофрения, эпилепсия, пограничные психические нарушения) у родителей больных составило 10,6%.

У нас возникли определенные затруднения при оценке типов характеров больных, что было обусловлено, во-первых, незрелостью эмоционально-волевых характеристик личности подростков с повышенной склонностью к имитации, подражанию формам поведения окружающих. Во-вторых, это вызывалось тем, что в младшем и среднем пубертатном возрасте можно говорить лишь о преимущественном модусе реагирования, т.к. законченной градации типов личности в этом возрасте не выделено. И, в-третьих, – в старшем подростковом возрасте к ведущим личностным характеристикам присоединяются факультативные и транзиторные характерологические проявления, свойственные пубертатному кризу.

В исследуемой группе больных выявлено преобладание лиц с неустойчивыми, демонстративными и астено-невротическими чертами характера.

Для больных с неустойчивыми чертами характера (45,1%) было свойственно: слабоволие и неспособность противопоставить себя влияниям референтного окружения, затруднения при планировании и предвидении будущих событий, неустойчивое настроение, "летучесть интересов", жажда новых впечатлений, развлечений и удовольствий.

У 13,3% больных наблюдаемые особенности личности были демонстративными (истерическими). У этих пациентов наблюдалось: желание постоянно находиться в центре внимания, демонстративность поведения, повышенная внушаемость, эмоциональная неуравновешенность, лживость.

В 11,5% случаев у пациентов отмечалась повышенная физическая и психическая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения, робость, впечатлительность, вазовегетативная лабильность, усиливающаяся при физических нагрузках, нарушения сна и аппетита, отсутствие интереса к учебе, ипохондрические проявления были отнесены нами к астеноневротическому типу личности.

Меньше представлены, личности с возбудимыми чертами характера (9,7%), для которых присущи неадекватная взрывоподобная раздражительность, со склонностью к жестокости, нестабильное настроение.

Также мы наблюдали пациентов с апатическими чертами характера: вялых, пассивных, бездеятельных, которые довольствуются случайным времяпровождением, объясняя свое состояние "скукой", "ленью", отсутствием интереса к чему-либо, даже к коммуникативным формам досуга, характерным для подросткового возраста, что, по нашему мнению, и отличает эту группу больных от лиц с неустойчивыми чертами характера.
Иногда было трудно понять, являются ли выявленные психологические особенности преморбидными качествами подростка или это изменения, возникшие в результате потребления психоактивных веществ, т.к. невозможно было получить объективные анамнестические сведения ввиду фактического социального сиротства ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что для многих исследуемых больных, было характерно наличие признаков психического инфантилизма, клиническая картина которого складывалась из следующих особенностей характера: наивности, детской логики, эгоизма, нетерпеливости, эмоциональной лабильности с живой игрой воображения, повышенной внушаемости и подчиняемости, привязанности и беззаботности, частой сменой интересов, отвлекаемости, обидчивости и робости.

Характеристики личности тесно связаны с мотивами поведения и с побуждениями.
Инициальные "мотивы", а точнее – формальное "объяснение" начала потребления психоактивных веществ у подростков были следующие: "любопытство", затем с одинаковой частотой следовали "желание испытать состояние "кайфа"", стремление не отстать от компании, быть "как все" и "скука", т.е. наблюдались в основном, так называемые, "личностные мотивы", связанные с удовлетворением любопытства, получением удовольствия, стремлением выйти из состояния скуки, "быть как все".
Такая мотивации наиболее часто встречается у лиц с неразвитыми коммуникативными навыками, со склонностью к отношениям по типу подчинения, некритичности при общении, "неспособностью строить независимую индивидуальную программу поведения", что находится в соответствии с характеристиками установленных нами доминирующих личностных типов (неустойчивые, демонстративные, астеноневротические), является отражением свойств психической незрелости (инфантилизма), практически универсальным радикалом личности подростка-наркомана.

Начало приема психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики) у этих больных приходился на возраст 10-13 лет, при этом табакокурение начиналось в возрасте 10-11 лет, а употребление спиртных напитков в 12-13 лет.
Первая проба наркотика, чаще всего из группы каннабиоидов, осуществлялась в 12-13 лет, реже (17,69%) "наркотический опыт" начинался со психостимуляторов и галлюциногенов.

Вот примерный "портрет" подростка до заболевания. Я не пишу подробно о конституционально-биологических характеристиках, но необходимо заметить, что у значительной части обследованных больных выявлены в анамнезе черепно-мозговые травмы (21,2% больных), сведения о ранних резидуальных церебрально-органических нарушениях, обусловленных патологией беременности и родов у матери получены в 21,2 % случаев, что также необходимо учитывать, т.к. психоорганические расстройства являются отягощающим фактором.

Говоря о профилактической работе необходимо помнить, что профилактика бывает: первичной, вторичной, третичной. В силу специфики аудитории нашего сайта и информационных запросов, у нас преобладает информация, относящаяся к вторичной профилактике.
Мое личное убеждение, что первичной профилактикой врач заниматься не должен, для этого существует институт семьи, школы, общественные организации, СМИ и пр.

Первичная профилактика – это воспитание, поведение и личный пример родителей, затем работа в образовательных учреждениях, где должны оттачиваться навыки позитивного отношения с окружающими, навыки разрешения конфликтов и пр. Первичная профилактика преследует задачи воспитания, и здесь не нужны доказательства вредных последствий употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Ради справедливости должна напомнить, что первыми начали критиковать методы работы программ "снижения вреда" врачи, за что нас в свою очередь жестко критиковали правозащитники...:);, прошло много лет и сейчас понятно, что мы были правы, эти программы доказали свою несостоятельность, во всяком случае в нашей стране.

Тестирование в школе и ВУЗе – больная тема, очень юридически скользкая и методологически неразработанная. Я думаю, что тестирование возможно, но не поголовно, а только "групп риска", тестирование не должно афишироваться, это не должна быть кампания, о которой знает вся школа или ВУЗ заранее.

Надеюсь, что на некоторые Ваши вопросы я ответила.
Кстати, я недавно для себя отметила, что с детьми/подростками сейчас просто мало разговаривают. Не могу сказать, что детьми не занимаются, нет, их водят в различные секции, кружки, проверяют уроки, стараются материально обеспечить, но разговаривают по душам, просто болтают, очень мало, возможно в силу занятости и загруженности...или неумения найти общие темы для разговора.

Психиатр-нарколог Тетенова Елена Юрьевна


Проект выполняется на некоммерческой основе
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования